Понедельник, 10.02.2025, 04:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
ЭтноТуризм [10]
легенды алтая [7]
в этой категории будут публиковаться древние легенды и сказания алтайцев
Наш опрос
в каком районе вы отдыхали
Всего ответов: 136
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Начало » Статьи » ЭтноТуризм » ЭтноТуризм

РЕЛИГИЯ АЛТАЙЦЕВ (ШАМАНИЗМ)
В религиозном веровании алтайцев все окружающие явления природы и предметы имеют души. Для более глубокого понимания сущности религии алтайцев следует глубже раскрыть их анимистические представления об окружающем мире.
Душа в понятии алтайцев - бестелесная первооснова, сущность всех вещей человека, его дух, она понимается как двойник человека, который наделен рядом свойств. Так, по исследованиям А. В. Анохина, душа у алтайцев носит разные названия. По мнению алтайцев, разные названия обозначают, переход души в зависимости от возраста человека, от одного состояния в другое, внешне выражающееся в смене названия. Так термин «кут» - в понятии душа включает в себя двойное представление. Во-первых, «кут» понимается как зародыш, эмбрион, являющийся началом развития человека, во-вторых, как некая сила, двойник человека, не связанный с ним телесной оболочкой, но поддерживающий его существование. При этом «кут», как зародыш, может прийти к человеку только извне, от бога (в данном случае от небожителя) и воплощаться в нем. Бог - Ульгень -творец человеческой души - «кут». Он проживает по представлению алтайских шаманов на четвертом или девятом слое небесной сферы. Первоначально «кут» помещается в утробе матери в виде красного червяка. В дальнейшем этот зародыш, развиваясь, переходит в обычный плод человека. Душа - «кут», давший начало человеческой жизни, продолжает в дальнейшем жить с человеком и вместе с ним расти.
В этом первоначальном состоянии душа - «кут» человека может подвергаться некоторым изменениям. Например, она может отделиться от человека и жить некоторое время самостоятельно, пока не окажется во власти злых духов - или шамана, который возвращает ее снова к человеку.
От человека душа может отделиться в результате испуга в момент его бессознательного состояния. Только у шаманов душа может отделяться произвольно в те моменты, когда они камлают. Так родилась идея магической взаимосвязи шамана с потусторонним миром, идея о всемогуществе шамана, его связях с нечистой силой и т. д.
Человек, у которого отсутствует душа - подвержен болезни, у него, по мнению алтайцев, состояние постоянной спячки. Он спит, где присядет. Отсутствие души - «кут» замечают окружающие или сам больной. Возвратить душу может только шаман. При этом душа может попасть не обязательно только к злым духам, но и к добрым духам. Для первых обязательно нужен выкуп, для вторых - нет. Пойманную душу, шаман вдувает больному через правое ухо.
В отличие от названия «кут» понятие «тын» как души, содержит нечто материальное, которое обладает свойством дышать. Этим свойством, по мнению алтайцев, обладают не только люди, но и звери, птицы, скот, травы, лес и т. д. За совершенные злодеяния душа в понятии «тын» может подвергаться мучениям на том свете. В момент смерти человека «тын» выходит из него - «тын чыкты» - дух вышел, т. е. умер человек.
По отношению к животным и птицам «тын» понимается и как душа, не подвергающаяся наказанию, и как физиологический процесс дыхания, и как сама жизнь.
В растительном царстве под названием «тын» понимается способность растений расти. Причем, по мнению алтайцев, у растений нет души - «тын», наподобие человеческой, зато жизнь растений бессмертна и беспрерывна, потому что его корень остается в земле и поэтому растение вечно поддерживает свое бытие.
В вечности растительного мира у алтайцев отразилось понятие о бессмертии окружающей среды, система взглядов человека на растительный мир еще не наделенного научным мировоззрением, его диалектики о вечном мире - бытие в отличие от человеческой среды, связанного лишь внешне с землей. Человек живет на земле, не имеет корней, уходящих в землю. Потому земля его не питает. Он смертен. Душа его лишь витает над землей. Она беззащитна и потому подвергается внешнему нападению со стороны внешней среды.
Душа понимается как облик, образ человека, животного или предмета, обладает такими же свойствами, как и душа в понятии «тын» и «кут». «Сури» может отделяться от человека исключительно по воле верховного божества -Ульгеня. Отсутствие «сури» человека ведёт к продолжительной болезни, заканчивающейся смертью. «Сури» можно видеть дома, в поле, на охоте. Взору человека он представляется в человеческом образе. Его боятся. После смерти человека его «сури» уходит к богу, от которого человек получил «кут», т. е. право на свою земную жизнь.
В понятие «души» у алтайцев входит еще одно название «суне», которая обладает свойством покидать тело человека только в момент смерти и жить в доме умершего до погребения. Душа или дух умершего переходит в новое состояние, которое носит название «узут» - злой дух или дух покойника. «Узут» обладает способностью уносить с собой душу одного из родственников. Он может проникнуть во внутренние органы человека, и тем самым вызвать болезнь.
Таким образом, вера в существование души у человека у алтайцев носила довольно сложный и противоречивый характер. Одухотворение природы было связано не только с человеком, одухотворялась также и окружающая среда, природа. Алтайцы считали, что каждая гора, река, озеро, тайга, скала, источники имеют своего духа-хозяина. Они верили, что каждый человек имеет еще своего персонального духа-хранителя, подобно ангелу-хранителю в христианской мифологии - «пайана» или «пайэне», который призван был охранять человека, его душу - «кут» от постоянных нападок злых духов.

Информационный центр коренных народов Республики Алтай «Бирлик»
Категория: ЭтноТуризм | Добавил: azimut04 (01.08.2007) | Автор: Андрей Ядомыков
Просмотров: 2531 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 1
1 Zlodey  
0
Класная статья подошла для реферата

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright АВТО ТУР © 2007
Сайт управляется системой uCoz