Понедельник, 10.02.2025, 04:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
ЭтноТуризм [10]
легенды алтая [7]
в этой категории будут публиковаться древние легенды и сказания алтайцев
Наш опрос
в каком районе вы отдыхали
Всего ответов: 136
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Начало » Статьи » ЭтноТуризм » ЭтноТуризм

ПОНИМАНИЕ БОЖЕСТВА У АЛТАЙЦЕВ
Улгень столь добр и милостив, что не способен сделать что-нибудь неприятное для человека. Он добр до слабости. Эрлик, напротив, столь зол, что не может не злодействовать, а только отлагает иногда на время враждебные свои действия на человека. Средство для выражения почтения доброму началу и для умилостивления, или как бы задобрения злого начала есть жертва. Жертвы разделяются на кровавые и простые. К первой принадлежат заклинание и сьедение животных, ко второму -обильное приготовление и распитие араки. Анализируя религиозное мировоззрение алтайцев, в том числе и теленгитов, можно утверждать, что создателями мира и всего сущего является Кудай (Тенгри) и Эрлик -Бий.
В традиционном мировоззрении тюркоязычных народов Сибири, культ неба в чистом виде не сохранился, он видоизменился. Но в качестве одной из божеств - тэнгриев. Таким образом из вышесказанного следует, что Улгень не бог (божеств),а тос-обожествленный предок рода родственных родов.
Одной из причин становления Улгеня (высшим божеством) в отечественной науке являются опубликованные в этнографической литературе так называемые «предания» В.И.Вербицкого, С.Ландышева, И.Завалишина. Как известно, они использовали один источник. Но откуда был взят материал для описания (преданий)? С. Ладышев делает замечание: «Первым и главным поставщиком материала служил М.Чевалков, а вторым - Ефим Корты, который жил по реке Чуе между двоеданцами близ китайской границы и входил в знакомство с монголами-буддистами, что не осталось без влияния на его мировоззрение.
Нужно заметить, что занять верхнюю лестницу в пантеоне духов шаманизма Улгеню «помог» М.В.Чевалков. Известно, что он был из рода мундус, а алтайские мундусы, в том числе часть телеутских мундусов поклонялись тосю-Улгень.
Религия в превратной форме отражает земную жизнь людей, уровень их экономического, политического развития.
Изменения, происходившие в конце XIX- начале XX вв. наложили свой отпечаток на многие стороны религиозной идеологии, в том числе и на пантеон духов в религии алтайцев.

Информационный центр коренных народов Республики Алтай «Бирлик»
Категория: ЭтноТуризм | Добавил: azimut04 (01.08.2007) | Автор: Денис Ултариков
Просмотров: 726 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright АВТО ТУР © 2007
Сайт управляется системой uCoz