Улгень столь добр и милостив, что не способен сделать что-нибудь неприятное для человека. Он добр до слабости. Эрлик, напротив, столь зол, что не может не злодействовать, а только отлагает иногда на время враждебные свои действия на человека. Средство для выражения почтения доброму началу и для умилостивления, или как бы задобрения злого начала есть жертва. Жертвы разделяются на кровавые и простые. К первой принадлежат заклинание и сьедение животных, ко второму -обильное приготовление и распитие араки. Анализируя религиозное мировоззрение алтайцев, в том числе и теленгитов, можно утверждать, что создателями мира и всего сущего является Кудай (Тенгри) и Эрлик -Бий. В традиционном мировоззрении тюркоязычных народов Сибири, культ неба в чистом виде не сохранился, он видоизменился. Но в качестве одной из божеств - тэнгриев. Таким образом из вышесказанного следует, что Улгень не бог (божеств),а тос-обожествленный предок рода родственных родов. Одной из причин становления Улгеня (высшим божеством) в отечественной науке являются опубликованные в этнографической литературе так называемые «предания» В.И.Вербицкого, С.Ландышева, И.Завалишина. Как известно, они использовали один источник. Но откуда был взят материал для описания (преданий)? С. Ладышев делает замечание: «Первым и главным поставщиком материала служил М.Чевалков, а вторым - Ефим Корты, который жил по реке Чуе между двоеданцами близ китайской границы и входил в знакомство с монголами-буддистами, что не осталось без влияния на его мировоззрение. Нужно заметить, что занять верхнюю лестницу в пантеоне духов шаманизма Улгеню «помог» М.В.Чевалков. Известно, что он был из рода мундус, а алтайские мундусы, в том числе часть телеутских мундусов поклонялись тосю-Улгень. Религия в превратной форме отражает земную жизнь людей, уровень их экономического, политического развития. Изменения, происходившие в конце XIX- начале XX вв. наложили свой отпечаток на многие стороны религиозной идеологии, в том числе и на пантеон духов в религии алтайцев.
Информационный центр коренных народов Республики Алтай «Бирлик»